"/> "/>

В 2002 году в кастомайзинг пришла мода на хаблес-колеса, а вернее приехала на байке PsycoBilly Cadilac от Билли Лейна, шефа флоридской мастерской Choppers Inc. Байк наделал много шумихи. А все из-за заднего катка… не имеющего ступицы!

Так что же получается: колесо изобрели дважды?! Первое изобрели на Древнем Востоке в 4-м тыс. до н. э. Роль колеса играл деревянный диск, насаженный на ось и зафиксированный клином. Во 2-м тысячелетии до н. э. конструкция его совершенствуется: вырезают из диска лишнее, и появляется колесо со спицами, ступицей и гнутым ободом. Материалы и конструкция совершенствуются и по сегодняшний день, но никому и в голову не приходило изменять саму суть: крепление колеса! А это изменение влечет за собой и изменение принципа работы. Хотя принцип действия остается то же: передача или преобразование вращательного движения. Вот и получается, что колесо изобрели дважды, так как в 1990 году Домиником Мотта, автофанатом и авангардистом был получен патент на колесо без ступицы (hubless wheel), его еще называют орбитальным, а еще осмос-колесом.

Фактически это гигантский подшипник (диаметром около 300 мм) с тонкими обоймами. Подшипники этого размера изготовляются специально - например, для башен танка, причём большинство из них мелкосерийного производства или в единичном экземпляре. И ни один из них не подойдёт ни к одному колесу стандартного размера. На внешнюю, вращающуюся, надета шина, а внутренняя, неподвижная, связана с элементами подвески. При такой конструкции повышается комфортность, так как уменьшение неподрессоренных масс разгружает элементы подвески, и улучшаются тормозные качества – за счет того, что силы торможения приложены практически в точке контакта с дорогой. Если же коснуться слабых мест, то в первую очередь надо отметить высокую чувствительность к деформации обода-обоймы подшипника, что делает эти колеса абсолютно непрактичными. А главный недостаток осмос-колеса – высокая стоимость: цена одного колеса превышает цену всего мотоцикла, понизить которую можно лишь при условии массового производства.

Самый, наверное, популярный вопрос при взгляде на эту пустоту: а как же передается крутящий момент от двигателя мотоцикла к колесу? А вот тут уже кто на что горазд, как говорится. Вышеупомянутый Билли Лейн на своем PsycoBilly Cadilac организовал ременную передачу. Роль хаблес-колеса играет подшипник, который Билл нашел на вертолетном заводе. За него ему, между прочим, пришлось выложить кровные 8000$.

Среди последователей хаблес-моды так же отметились Майк Браун, предводитель компании Amen из Теннесси, и гуру европейского кастомайзинга Фред Кодлин. Оба они использовали «фрикционный» принцип, когда заднее колесо приводил в движение резиновый ролик, непосредственно соприкасающийся с шиной. Механизм привода был грамотно скрыт от сторонних глаз. Браун назвал свое детище Hubless Monster, а Кодлин – Shine (Сияние). Кстати, если вы захотите на досуге поломать голову над какой-либо проблемой, связанной с этим проектом, подумайте, как воздух поступает в совершенно закрытое колесо. Если ответа не найдете, спросите Фреда при встрече... когда он будет проезжать мимо на Shine.

Одно из последних шокирующих явлений на кастом-сцене — змееподобный Phenom от канадской компании Zeel Design, на котором канадцы продемонстрировали свой собственный, довольно остроумный способ крепления осмос-колес. Назвали они этот способ Planetary System: обод опирается на планетарные ролики, и колесу теперь нет необходимости быть большим подшипником. Смотрится очень эффектно!

Совершенству нет предела! И это еще не раз докажут нам талантливые кастомайзеры. Остается только ждать.